Эмиль Григорьевич Гилельс — один из величайших артистов ХХ века, чьё творчество и жизненный путь вызывали огромный интерес у исследователей, музыкантов, любителей музыки. На выставке представлены основные труды из фондов РГБ, посвящённые великому музыканту, звукозаписи концертов и другие материалы.
Встречи с Гилельсом всегда были праздником для публики. Газетные вырезки из фонда отдела нотных изданий и звукозаписей свидетельствуют о его многочисленных гастролях в разных городах Советского Союза: Воронеже, Курске, Уфе, Ташкенте, Таллине, Ульяновске, Тамбове, Киеве, Куйбышеве. Залы были переполнены: не было не только свободных мест, но и свободного пространства. Оригинальность интерпретации сочеталась у Гилельса с глубоким проникновением в авторский замысел.
Гилельс — единственный в мире пианист, осуществивший грамзаписи всех фортепианных концертов Бетховена, Брамса и Чайковского. Зарубежные и советские звукозаписывающие фирмы старались записать именно его интерпретации. Частью экспозиции стали некоторые пластинки с записями его выступлений, хранящиеся в фондах РГБ.
О даровании Эмиля Гилельса провидческие слова сказал ещё его первый учитель, известный одесский педагог Яков Исаакович Ткач:
Миля Гилельс является по своим редким способностям или данным, каковыми он обладает, одним из выдающихся детей. Природа одарила его замечательными руками и редким слухом, что свойственно тем, которые родились исключительно для фортепианной игры... В дальнейшем СССР обогатится пианистом мирового масштаба.
Идея экспозиции, развёрнутой в камерном зале отдела нотных изданий и звукозаписей Дома Пашкова, — показать
Гилельса-пианиста
и
Гилельса-человека
через документы, сохранившиеся в архиве его семьи, и монографические издания, посвящённые жизни и творчеству пианиста, из фондов РГБ.
Михаил Никешичев,
пианист, профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Ромуальд Крылов-Иодко,
директор
Библиотеки-читальни
имени И. С. Тургенева
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Светлана Сергеева,
куратор фестиваля, заведующая сектором
культурно-досуговой
деятельности отдела межкультурных связей и специальных проектов
Библиотеки-читальни
имени И. С. Тургенева
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Знакомство с выставкой началось с музыкального вступления: в исполнении известного пианиста, профессора Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Михаила Никешичева прозвучали «Две прелюдии» Александра Скрябина из репертуара Эмиля Гилельса.
С приветственными словами и рассказом об организации фестиваля в честь Гилельса, о планируемых встречах на концертных площадках выступил директор
Библиотеки-читальни
имени И. С. Тургенева Ромуальд
Крылов-Иодко.
Дополнением к музыке стала демонстрация документального фильма о Гилельсе «Мелодия длиною в жизнь...».
Главным гостем встречи стал Кирилл Гилельс, внук прославленного пианиста, который любезно предложил Ленинке к экспонированию редкие документы из семейного архива. Совместно с ним специалисты отдела нотных изданий и звукозаписей разработали концепцию выставки, а после открытия он провёл экскурсию по экспозиции.
Особое внимание привлекает корреспонденция Эмиля Гилельса: на выставке можно увидеть дружеские послания от дирижёров Бориса Хайкина, Дмитрия Осипова, американского импресарио Сола Юрока, от коллектива Московского театра имени Маяковского, поздравительные телеграммы от Дмитрия Шостаковича, Леонида Утёсова, от артистов Марии Мироновой и Александра Менакера.
Слева направо:
Ромуальд
Крылов-Иодко,
Кирилл Гилельс, Светлана Сергеева
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Почётная грамота Министерства обороны СССР «За заслуги в области культурного шефства над Вооружёнными силами», вручённая Эмилю Гилельсу
в 1948 году
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Письма Эмилю Гилельсу от дирижёров Дмитрия Осипова (1947) и Бориса Хайкина (1976)
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Гилельс воплощал свою эпоху, его игра была сдержанной, суровой, мужественной, полной динамики и страстного желания жить, творить, созидать. Он много гастролировал и в зарубежных странах. Франция, Англия, США, Канада, Чехословакия, Швеция, Япония, Мексика — везде его встречали огромный успех и восторженные статьи в прессе, где его называли
гением-исполнителем.
Вот что писала о нём английская пресса:
Когда Эмиль Гилельс играл в концертном зале, мы слышали столь благородный и величественный фортепианный звук, который, казалось, невозможно извлечь только из одного фортепиано. Совершенство его игры, неподражаемый стиль, с которым он представлял выбранные им произведения, дали ему титул „пианист пианистов“.
На выставке можно увидеть ноты и грампластинки, которые принадлежали Эмилю Гилельсу. На их страницах и конвертах сохранились автографы и дарственные надписи российских и зарубежных композиторов, дирижёров, исполнителей. Среди них — экземпляры, подписанные Родионом Щедриным, Самуилом Фейнбергом, Панчо Владигеровым, Арно Бабаджаняном, Дмитрием Кабалевским, Мирой
Мендельсон-Прокофьевой,
Александром Гольденвейзером, Робертом Андриасяном, Моисеем Вайнбергом, Артуром Рубинштейном, Фрицем Райнером, Маргерит Лонг, Александром Боровским, Нино Рота, Лорином Маазелем.
Среди других экспонатов из архива пианиста выделяются фотопортреты — снимки самого музыканта, выполненные в разные годы, фотопортрет первой учительницы Гилельса, профессора Берты Рейнгбальд, с дарственной записью, фотография Гилельса с американским пианистом Владимиром Горовицем, фотография Гилельса в кругу других композиторов — Тихона Хренникова, Игоря Стравинского, Арама Хачатуряна.
Родион Щедрин. 24 прелюдии и фуги для фортепиано. 1963—1964. С автографом композитора
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Людвиг ван Бетховен. Сонаты для фортепиано : в 4 томах. Том 1 / редакция А. Б. Гольденвейзера. Москва, 1955. С автографом редактора
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Панчо Владигеров. Шуменские миниатюры для фортепиано. Вена, 1939. С автографом композитора
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Грампластинка «Лорин Маазель играет Моцарта» с автографом Лорина Маазеля
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Франсис Пуленк. Концерт для фортепиано с оркестром. Грампластинка. С автографом композитора
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Елена Федорович. Великий Гилельс. Екатеринбург, 2007
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Книги на выставке:
In memoriam. Emil Gilels: воспоминания, письма, статьи, рецензии, аннотации. Москва, 2012
Григорий Гордон. Эмиль Гилельс: (за гранью мифа). Москва, 2009
Григорий Гордон. Эмиль Гилельс и другие: книга в разных жанрах. Екатеринбург, 2010
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Эмиль Гилельс : фортепиано. Москва, 2013. Запись с концерта в Большом зале Московской консерватории в 1962 году
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Справка
Эмиль Гилельс родился в 1916 году в Одессе в семье служащего сахарного завода, мать занималась воспитанием детей и домашним хозяйством. Детство Эмиля и его сестры Елизаветы — в будущем скрипачки и жены известного скрипача Леонида Когана — пришлось на трудные голодные годы Гражданской войны. Тем не менее родители, заметив у детей интерес к музыке, нашли для них лучших педагогов. Игре на фортепиано Эмиль начал обучаться у известного одесского педагога Якова Ткача. Яркое музыкальное дарование мальчика проявилось рано, и уже в 13 лет состоялось его первое концертное выступление.
В 1930-е годы он учился в Одесской консерватории у профессора Берты Рейнгбальд, которая подготовила его к Первому Всесоюзному конкурсу музыкантов-исполнителей (1933). Победа на этом конкурсе стала его триумфом и принесла ему всесоюзную известность.
Эмиль Гилельс продолжает обучение в аспирантуре Московской консерватории у профессора Генриха Нейгауза и готовится к Международному конкурсу пианистов в Брюсселе (1938) — одному из самых престижных и сложных соревнований. В этом конкурсе на победу претендовали представители более 90 старейших фортепианных школ из разных стран. Конкурс включал три непростых тура, сложнейшим из них был последний — участник должен был исполнить современное сочинение бельгийского композитора Жана Абсиля, и на разучивание давалась неделя в полной изоляции в гостиничном номере.
Первая премия единогласно была присуждена Гилельсу. Зал и жюри, нарушив условия конкурса, стоя аплодировали музыканту. Победа в конкурсе принесла Гилельсу мировую славу, на границе его встречали как героя, о нём писала вся советская и зарубежная пресса, его принимали в Кремле. Это был грандиозный триумф не только пианиста, но и всей советской исполнительской школы.
Свою артистическую деятельность Гилельс сочетал с педагогической работой в Московской консерватории, где в 35 лет он получил звание профессора.
Эмиль Гилельс репетирует. 1972. Автор фото — Дениз Толковски
Источник фото:
Emil Gilels Foundation